Ночная жизнь с начала XX века стала одной из основных сфер реализации досуга городских жителей во всем мире. Естественно, что пройти мимо такого крупного пласта культуры творческие люди не смогли.
С легким налетом презрения описывал круговерть парижских шалманов наш великий соотечественник Георгий Газданов, работавший в эмиграции ночным таксистом. Наоборот, с любовью вглядывался в потертые лица проституток и этикетки абсента, певец порочной Франции Генри Миллер. Другой наш соплеменник Эдуард Лимонов в 70-х танцевал пого в панк-кабаке CBGB, а в 80-х наблюдал за рождением европейской электронной сцены в парижском же Les Bans-Douches. И, закономерно, отразил данный экспириенс в своей прозе.
Однако, к исходу века 20 существенно изменилась, как сама ночная жизнь городов, так и средства ее выражения в мире искусства.
Веселые гомосексуалы, талантливые ди-джеи и клабберы всех мастей стали перебираться с книжных страниц на большой экран. Литература уступила свое место массовому зрителю и любимому жанру Ленина – кинематографу.
На Западе с игровыми картинами о ночных клубах – полный порядок. Вспомним хотя бы, «Студию 54» с голливудскими звездами первой величины от Майкла Майерса и Райана Филиппа до Сальмы Хайек и Нив Кемпбелл.
В фильме достаточно подробно освещается взлет и падение одной из главных клубных легенд мира – легендарного нью-йоркского гаштета «Студия 54» на примере рядового сотрудника в исполнении Райана Филиппа. Секс, диско, кокаиновые оргии селебритиз - несмотря на неизменной для Голливуда приторный привкус, фильм мгновенно обрел статус культового.
Не отставали от заокеанских родственничков по части живописания и их британские коллеги. Стоит упомянуть превосходную арт-хаусную работу Human Traffic (в российском прокате отчего-то названную «В отрыв») правдоподобно повествующую о том, как не самая плохая, и в целом, вполне обычная британская молодежь ищет спасения от серости будней в наркотиках, беспорядочном сексе и электронной музыке по выходным.
И это лишь два примера из череды многочисленных заморских киноэпопей о ночной жизни и танцевальной сцене. Весьма достоверные обрывки клубного угара мелькают в киноработах на смежную тематику, будь то драг-эпос «На игле» или суровые будни футбольных хулиганов в «Фабрике футбола».
А вот на одной шестой части суши с клубным кино пока явные проблемы.
Данная ситуация тем более удивительна, что ночная индустрия за последние 15 лет развивается стремительно. У нас есть свои легенды, чьи имена повторяют с придыханием, две раскрученные награды в области ночной жизни, а клаббинг, как способ проведения досуга, победоносно шествует от Калининграда до Владивостока.
Более того современная российская литература уже описала своих героев: Андрей Хаас и Илья Стогофф попытались составить субъективные варианты летописей движения, а герои модных авторов, вроде Сергея Минаева, значительную часть повествования ищут любви и правды на танцполе легко узнаваемых заведений.
При этом российская киноиндустрия, переживающая сейчас свой расцвет, по большей части обходит клубную тематику стороной, несмотря на то, что многие творцы синефантомов не первый год проматывают прокатные денежки в свете стробоскопов и знают секреты ночных танцев не понаслышке. А ведь при общем кризисе сценарных идей, клубное движение предоставляет им непаханое поле сюжетов. От романтической летней комедии, в центре которой советская Ибица – Казантип, до социальной драмы на дне танцевальных наркопритонов или глянцевого полотна отечественной «Студии 54», роль которого сыграет любой проект Горобия. А уж про какого-нибудь Тимура Мамедова можно и психоделический мультик нарисовать.
Пока же мы почему-то имеем лишь убогий, как нестиранные портки дервиша сериал «Клуб», который также далек от реальной танцевальной жизни, как Плутон от Меркурия.
Если в культовых западных работах на клубную тематику, подноготная ночной жизни показана близко к реальности, будь это наркотики, случайный секс, интерьеры злачных заведений, то в России складывается ощущение, что фрагменты фильмов и сериалов, где фигурируют клубы сняты 70-летними пенсионерами, причем, в последней стадии старческого слабоумия.
Можно отметить две крайности, либо мы видим на голубом экране классическое диско 90-х, где за пластиковыми столиками пьют водку бандиты, а у барной стойки скучают проститутки под дрим-хаус Грува, либо глянцевые небылицы. Оказывается, такая дыра, как «Инфинити» в бытность рнб-ристалищем и есть эталон гламурного заведения. Вот хлебом не корми продвинутого тусовщика, дай сходить послушать русский рэп в самом несъедобном его варианте. А клабберы все как на подбор: красавцы, умницы, о наркотиках и слыхом не слыхивали.
В общем, пора подводить закономерный итог. Клубная культура в России - важная сфера общественной жизни, со своими героями, антигероями и лихо закрученными сюжетами. При этом история клубного движения весьма многогранна – ведение бизнеса, борьба с преступностью, тест-драйв свежей музыки или место досуга. Но сколько-нибудь адекватных картин, повествующих о чем-либо вышеперечисленном пока не появилось.
Для сравнения, русский рок, владевший умами молодежи 80-х почти сразу обрел культовое воплощение в кино, достаточно вспомнить «Ассу», «Иглу» и «Взломщика».
Что ж, видимо, в случае с российской танцевальной культурой, не родился еще ее Сергей Соловьев.
Tiger aka Wildtiger